Русский музей поздравляет всех с первым днем зимы и дарит рассказ об уникальной картине из своего собрания — первом зимнем пейзаже в истории отечественной живописи!

«Как ни напишете зиму, а все выйдет пролитое молоко», — утверждал Карл Брюллов, считавший, что в пейзаже можно изобразить все, что угодно, кроме снега. Действительно: в первой половине XIX века русские живописцы писали исключительно летние пейзажи, причем преимущественно итальянские. Однако еще в 1827 году молодой художник Никифор Крылов решился на смелый эксперимент, который оказался удачным и обессмертил его имя.

До наших дней дошло лишь несколько картин Крылова, но одна из них — «Русская зима» — обеспечила ему место в истории отечественного искусства как создателю первого зимнего пейзажа в русской живописи.

Н.С. Крылов. Зимний пейзаж (Русская зима). 1827. Холст, масло. 54 х 63,5

 Современники отмечали «обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи». Крылов изобразил деревенскую жизнь без прикрас, представив зрителю обычную незатейливую сцену на окраине села: крестьянок, беседующих на дороге, бабу с полными ведрами воды на коромысле, мужика, ведущего под уздцы лошадь. Вместе с тем художнику удалось мастерски передать ощущение безбрежного простора, спокойствия и единения мира людей и природы, что придает картине особый национальный колорит.