По приглашению института имени Адама Мицкевича в Польше побывала группа российских журналистов, чтобы посмотреть премьеру оперы Мечислава Вайнберга «Портрет», поставленную на русском языке в Большом театре города Познань.

Нам предстояло не только оценить оригинальную постановку всемирно известного театрального режиссера Дэвида Паунтни, но и порадоваться гостеприимству польских друзей, а также полюбоваться красотами Варшавы и Познани.

Грядущий 2015 год объявлен перекрестным Годом русской культуры в Польше и польской культуры в России. К этому событию активно готовятся в институте имени Адама Мицкевича. Именно это учреждение, главное здание которого расположено на улице Mokotowska, 25, в Варшаве, отвечает за продвижение польской культуры во всем мире.

Музыка без границ

Впрочем, российско-польский культурный обмен всегда был достаточно интенсивным. Тем не менее Александр Ласковский, глава отдела экспертов института имени Адама Мицкевича, и его энергичная обаятельная коллега Евгения Домбковска возлагают на 2015 год большие надежды – в том смысле, что культурные связи между нашими странами станут еще более тесными. «Наш институт делает очень много для того, чтобы польская культура была известна в других странах и активно пропагандировалась, – говорит Александр. – Стравинский в продвижении не нуждается, русскую культуру и так знают во всем мире. А вот музыку Шимановского, Лютославского, Пендерецкого можно и нужно пропагандировать».

Перекрестный Год культур России и Польши, по мнению пана Ласковского, позволит обеим странам увидеть друг друга широко открытыми глазами. «Связи между нашими странами, несмотря ни на какие политические перипетии, все равно остаются очень прочными. Россия и Польша – это всегда взаимно».

Самым действенным инструментом укрепления двусторонних отношений между нашими странами Александр считает культуру и искусство, и прежде всего музыку. «Вы даже не представляете себе, как популярны в Польше российские музыкальные постановки! На Валерия Гергиева в Большом театре Варшавы билетов никогда не достать. А знаете, что именно маэстро Гергиев записал все симфонии Шимановского, причем четвертую, где звучит удивительное соло рояля, в исполнении Дениса Мацуева?»

«Мы очень заинтересованы в том, чтобы польская музыка звучала по всему миру», – не скрывает Евгения Домбковска. По ее утверждению, в Польше снова стал популярен русский язык – молодежь с удовольствием занимается изучением «великого и могучего», а в Варшаве наблюдается дефицит преподавателей. «По моим наблюдениям, отношение к российским туристам в Польше лишено какой бы то ни было неприязни», – утверждает пани Евгения.

Интернациональная премьера

Познань находится в двух часах езды от центрального вокзала Варшавы. Полчаса, чтобы отдышаться после поезда, – и мы отправляемся в театр, чтобы оказаться в числе первых, кто увидит международную постановку оперы Мечислава Вайнберга по бессмертному творению Николая Гоголя.

Само здание театра с крылатым Пегасом на крыше довольное небольшое. Зал на 750 зрителей оформлен в красных тонах, очень изящный и соразмерный. Спектакль идет на русском языке, однако на табло, расположенном над сценой, параллельно идут субтитры на польском.

Режиссер – всемирно известный Дэвид Паунтни, которого театроведы называют настоящим фанатом Вайнберга – в очередной раз порадовал интересной и добротной постановкой. В одном из своих интервью мэтр заявил, что «его главная работа – хорошо развлекать людей», и с этой задачей маэстро в очередной раз успешно справился. В постановке были задействованы и спецэффекты, и механика, и трюки, и зрелищные «находки режиссера».

Пожалуй, самую важную роль в постановке «Портрета» играет свет. Инфернально-красные всполохи мелькают на зловещем портрете-зеркале, где художник по замыслу режиссера видит свое собственное отражение. Жестоким огнем горят глаза на многочисленных портретах Сталина, которые «зажигает» все тот же latarnyk. Здесь свет олицетворяет власть земную, которая подавляет высшие устремления человеческой души. Свет чужого таланта ослепляет Чарткова. Еще одна находка Дэвида Паунтни – беспощадный и беспристрастный луч фонарика видеокамеры, в свете которого главный герой проживает свои последние минуты. В финале перед занавесом Паунтни «вывел» на сцену знаменитое творение Дэмьена Херста – сверкающий стразами череп. Этот символ означает и смерть, и власть денег, заставляет задуматься о смысле творчества и напоминает о скоротечности отмеренного человеку жизненного срока.

Русский польский композитор

Мечислава Вайнберга в Европе часто называют польско-еврейским композитором. Однако Вайнберг проработал в СССР почти 60 лет, умер в Москве и похоронен на Домодедовском кладбище столицы. Мечислав Вайнберг – народный артист РСФСР (1980), лауреат Государственной премии СССР (1990). Его музыку в России знает каждый ребенок, даже если он никогда не слышал этого имени. Вайнберг – автор музыки к мультфильмам «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация», «Топтыжка». Любой, кто видел кинокартины «Летят журавли», «Афоня», «Укротительница тигров», «Гиперболоид инженера Гарина», «Последний дюйм» и другие, тоже могут считать себя приобщенными к творчеству этого композитора. Менее известны широкой публике его симфонические и камерные произведения, не говоря уже об операх и других произведениях для сцены – всего их насчитывается 16.

Премьера оперы «Портрет» (1980) по повести Гоголя состоялась в 1983 году в немецком Брюне, и с тех пор ее исполняли считаное количество раз. Либретто было написано на русском языке. Любопытно, что его автор, Александр Медведев, писал «Портрет» по заказу Дмитрия Шостаковича, но в конце концов музыку создал тесно друживший с ним Вайнберг.

Власть золотого тельца

Внимание Вайнберга привлек гениальный гоголевский сюжет, который хоть и не связан напрямую с основной темой творчества композитора, – а большинство произведений композитора посвящено ужасам войны, – все же повествует о разрушительных силах зла. Только в данном случае символом зла является не фашизм, а деньги, их способность убивать талант и человеческое достоинство.

В ресторане Tosca мы с паном Ласковским, а также другими гостями премьеры собрались после спектакля и делились своими впечатлениями от увиденного. Ирина Александровна Черномурова, доцент кафедры менеджмента сценических искусств, начальник отдела международных связей Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко: «В «Портрете» обозначена проблема взаимоотношений художника с собственной совестью. Художник, обменявший талант на успех, – сюжет вне времени, он понятен в любую эпоху и в любой стране, и в этом смысле опера Вайнберга универсальна».

«На что я завтра буду обедать?» – этот вопрос главный герой задает себе несколько раз в течение представления. Он звучит как рефрен, отзываясь эхом в репликах богатых заказчиков Чарткова: «Мы спешим на обед!»

Взаимоотношения художника и власти – еще одна проблема, о которой заставляет задуматься постановка Дэвида Паунтни. «Нам не нужны гении, нам нужны верноподданные» – эти слова вкладываются в уста усатого персонажа в военной форме, который появляется на сцене на ходулях. Столь же огромными перед зрителем предстают представители власть имущих и обладатели богатства, которое подавляет главного героя и заставляет его предавать свой талант. Еще в самом начале повести, Чарткова предупреждает его наставник: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь».

Через фантастический сюжет автор показывает, как слава и богатство могут сделать талантливого человека рабом.

Познань – город высокой культуры

Будучи в Познани впервые, я твердо решила познакомиться с этим городом, хотя бы в экспресс-режиме. Мне хотелось увидеть не только театр, но и ратушную площадь в Старом городе с рождественской ярмаркой, и венецианские домики на той же площади, и знаменитую кафедральную базилику святых Петра и Павла, рядом с которой находится аналог нашей Петропавловки – усыпальница первых польских королей династии Пястов.

Познань – один из самых богатых и больших польских городов. Это университетский, культурный промышленный и торговый центр. Сам город очень чистый и аккуратный. Поразило большое число книгообменных пунктов разных размеров и конфигураций. В них, действительно напоминающих книжные шкафы, лежат книги, которые может брать любой желающий. Создается впечатление, что поляки вообще очень читающая нация – в польских кафе непременно присутствует не только свежая выпечка, но и подборка таких же свежих европейских газет. Запомнился плакат на афишной тумбе: «Не знаешь? Спроси в библиотеке!»

Ратуша – символ города – и впрямь одно из красивейших строений эпохи Возрождения. Построена она была в середине XVI века по проекту итальянского архитектора Джованни Баттиста ди Квадро. Сама ратушная площадь в начале декабря – с непременным вертепом и имбирными пряниками – оставляет незабываемое впечатление. Нет смысла описывать удивительную атмосферу старого европейского города перед Рождеством – ее надо прожить, ощутить самому.

Шопен и Варшава

Конечно, лучше всего праздничное настроение удалось почувствовать в Варшаве, куда мы прибыли после просмотра премьеры. Блестящая европейская столица, восстановленная буквально из руин, сегодня сияет обновленными фасадами, любовно, до последней трещинки воссозданных памятников архитектуры.

В Варшаве нам удалось побывать в российском посольстве, здание которого поражает своим размахом и имперской роскошью. Огромный особняк, построенный в 1955 году в стиле сталинский ампир, до сих пор украшен советской символикой. Сюда мы приехали послушать концерт российского духового оркестра и пообщаться с представителями дипломатической миссии РФ.

Гостеприимная Варшава удивляла и радовала нас красотой праздничного убранства, изысканной кухней: рестораны DYSPENSA на той же улице Mokotowska, где находится институт Адама Мицкевича, и в здании старой оранжереи парка Музея Королевские Лазенки обязательны для посещения и оставляют незабываемые впечатления.

Отель PoloniaPalace, где мы остановились на ночлег, очень напомнил мне петербургскую «Асторию». Основанный в 1913 году, отель отметил свой столетний юбилей – история более чем солидная. Расположен этот оазис гостеприимства на Иерусалимских аллеях, 45, прямо напротив символа города, подаренного когда-то Польше Советским Союзом – легендарной сталинской высотки, Дворца культуры и науки. В двух шагах находится Fotoplastikon – музей старой фотографии, где можно увидеть снимки довоенной Варшавы. Кроме того, в польской столице есть что посмотреть и послушать – как в Вене отовсюду несутся звуки вальсов Штрауса и симфоний Моцарта, так в Варшаве не обойтись без мазурок и полонезов Шопена, чей юбилей праздновался с размахом четыре года назад.

Вечером нам удалось также посетить Национальный оперный театр, где мы увидели балетную постановку «Гамлета» на музыку Бетховена. Мы уезжали домой в полной уверенности, что в 2015 году Польше будет что показать!

Оксана Крапивко

ТурПрессКлуб благодарит польский институт имени Адама Мицкевича за приглашение посетить Варшаву и Познань и прекрасно организованную поездку.